Приход храма святой праведной Софии Слуцкой

Житие святой праведной Софии Слуцкой

ПортретСофииСлВ богатом прошлом Беларуси есть события и лица, без которых невозможно  осознать глубинные течения духовной и политической истории этого края, а тем более — бытия Православной Белорусской Церкви.

Обращение к светлой личности святой праведной Софии, княгини Слуцкой — это попытка на основе скрупулёзного собирания и классификации документов разного характера реконструировать ее генеалогию  по отцовской и по материнской линии, ее биографию, ее духовный облик, показать самую суть ее вероисповедного подвига. Это актуально ещё и потому, что сегодня, когда идёт активный поиск дальнейших путей развития Беларуси в условиях жесткого противостояния духовного и антидуховного, выработка каждым человеком правильных жизненных ориентиров невозможна без глубокого познания и усвоения того, что было достигнуто лучшими представителями белорусского народа в древности

Князья Слуцкие (Олельковичи) являлись древним православным родом, корни которого восходили к Крестителю Руси святому равноапостольному князю Владимиру и святой равноапостольной княгине Ольге. Представителями этого рода было основано много православных храмов и монастырей в пределах Киевской и Белой Руси. Князья жертвовали земли, средства на содержание храмов и предметы церковной утвари, богослужебные книги. Князь Юрий III Юрьевич Олелькович, собственноручно переписал Святое Евангелие и передал его в дар Слуцкому Троицкому монастырю.

В семье православного князя Юрия III Юрьевича Олельковича и Варвары Николаевны Кишка 1 мая  1586 года, в четверг, родилась дочь. Новорожденную девочку нарекли Софией – «Премудростью Божией», словно в ознаменование ее будущей мудрости и усердного попечения о Православии, хранимом родом князей Олельковичей на протяжении всего своего существования. В Национальном историческом архиве найдено несколько документов, подтверждающих рождение княгини Софии в 1586 году (прежде ошибочно считали датой рождения 1585г.)[1]

История не сохранила документов, в которых бы что-то говорилось об обстоятельствах крещения княжны, однако, согласно некоторым более поздним свидетельствам, крещена она была духовником князей Слуцких, настоятелем Свято-Варваринской церкви города Слуцка православным священником Малофеем Стефановичем[2].

 6 мая 1586 года, после тяжелой болезни, умирает ее отец – Юрий III Юрьевич Олелько. Примерно до 1588 года София жила вместе с матерью.

В 1588 году Варвара Николаевна Кишка[3] выходит замуж за гомельского старосту Андрея Сапегу. В этом браке у Варвары Николавены Кишка родилась дочь Элеонора.

В соответствии с нормами и устоявшейся практике, существовавшими в магнатских семьях Великого княжества Литовского, дети после смерти отца находились на попечении матери, если она оставалась во вдовстве. Если же она выходила повторно замуж, то дети передавались заботам опекунов.

В данной ситуации, действия всех сторон были подчинены букве закона: Княгине Варваре слуцкие князья передали несколько имений и деньги; до своего замужества она занималась воспитанием своей дочери, но после замужества она лишилась права на воспитание дочери, в результате чего, опеку над малолетней Софией взяли на себя родственники.

В Национальном историческом архиве Беларуси находится документ, — «Завещание гомельской старостиной Барбары (Варвары) Николаевны Кишчанки Андреевой Сапежиной», написанного 12 апреля 1596 года[4]. В нем Барбара Кишка завещает похоронить ее в своем имении в Ботках в Ботковском костеле. В завещании, она не оставляет наследства ни своей дочери Софии Юрьевне Слуцкой, ни своей матери, ни родному брату, ни родной сестре.

Актикация тестамента состоялась 4 февраля 1597 года. Тестамент вносился в Актовую книгу сразу после смерти, значит она умерла после продолжительной болезни в начале февраля или конце января 1597 года, когда Софии Слуцкой было почти одиннадцать лет. Андрей Сапега 1606 году женился на Эльжбете Радзивилл. В начале XVII века гомельские старосты Андрей и Павел Сапеги были активными сторонниками унии.

На протяжении нескольких лет умерли дяди княжны Софии по отцу — Александр Юрьевич (ум. 28.06.1591) и Иван-Семен Юрьевич (ум.9.03.1592). Детей у них не было, поэтому Софии перешли все остальные владения рода Олельковичей. Согласно завещанию деда, Юрия Семеновича Олельковича, София стала еще и княгиней Копыльской. Осиротевшей Софии досталась третья часть родового состояния.

Встал вопрос об опекунстве. Опеку над Софией принял Жмудский староста Юрий Ходкевич, что полностью соответствало закону. Ходкевичи — это самые близкие оставшиеся родственники по линии князей слуцких. Юрий Юрьевич Ходкевич (первый опекун Софии) и его брат Иероним Юрьевич Ходкевич (второй опекун Софии) были родными сыновьями каштеляна трокского Юрия Александровича Ходкевича (1524—1569) и княжны Софии Юрьевны княгини Слуцкой (ум. 1571) – дочери Юрия I Семеновича князя Слуцкого и Елены Николаевны Радзивилл. Юрий и Иероним Ходкевичи – это тоже потомки князей Слуцких. Они внуки Юрия I Семеновича князя Слуцкого и Елены Николаевны Радзивилл.

В Статуте указывалось, что дети «лет недорослых» должны оставаться под опекунством до совершеннолетия. После достижения опекаемым соответствующего возраста, опекун обязан отчитаться об опеке «перед врядомъ земскимъ або кгродскимх». В случае ненадлежащей опеки, дети по достижении совершеннолетия могли взыскать причиненные имению убытки.

Однако, ситуация могла быть и другой, когда иски по обязательствам родителей могли предъявляться к детям. Наличие денежных обязательств дети должны платить через опекуна из доходов от принадлежащих имений. Именно это и было в случаях с праведной Софией, когда отец задолжал значительные денежные суммы – не менее 50 000 злотых. На нее легли и долги умерших родных дядей: 14 тысяч злотых князя Александра и  200 тысяч польских злотых[5] князя Ивана-Семена (Яна-Симеона). Но сумм, поступавших от имений, не хватало.  Это одна из причин, почему у Ходкевичей были долги по опекаемым имениям. После принятия опекунства, на Юрия Ходкевича, как на опекуна, стали подавать в суд кредиторы слуцких князей. Ходкевич был втянут в многочисленные судебные процессы, связанные с огромными долгами предыдущих хозяев Слуцкого княжества.

Артикул 10-й ограничивал право опекунов на распоряжение опекаемого имущества. Так опекуны не имели права продавать, каким-либо иным способом утрачивать имущество, а также не могли проводить размежевание между имениями. В противном случае, дети имели право регрессного иска.

Статут запрещал опекунам использовать опекаемое имущество для погашения своих долгов. Поэтому, бытовавшее мнение о том, что Ходкевичи решили погасить свои долги за счет приданного малолетней княжны, можно считать необоснованным. Решение, идущее в нарушение закона, не провел бы ни один суд Великого княжества Литовского.

Действия родственников княжны Софии, были подчинены букве закона.

Ходкевичи решили найти достойную партию для Софии. Было принято заранее заботиться о будущем детей в замужестве или женитьбе. Ее богатое приданное привлекало внимание многих магнатов, в том числе и Кристофа Радзивилла. Опекун Юрий Ходкевич женился на племяннице Кристофа Радзивилла — Софии. Одним из условий брака Ходкевича стало обещание выдать слуцкую княжну за Януша Радзивилла[6]. Женой Кристофа была бабушка Софии Слуцкой Екатерина Тенчинская, от которой у него были дети, а сам Януш являлся правнуком Александры Семеновны Олелькович, поэтому Кристоф Радзивилл считал, что он имеет большие права на владения Софии и сосватал своего сына от предыдущего брака Януша за Софию. Ходкевичи также считали, что жених из такого знатного рода будет достойной партией для Софии. Родство, династические связи очень ценились. Для  укрепления позиции рода Олельковичей, 18 января (октября) 1594 года два друга: опекун Софии Юрий Ходкевич (двоюродный брат ее отца) и отец Януша, Виленский воевода князь Кристоф Радзивилл Перун, заключили письменное соглашение о выдаче Софии Слуцкой замуж за Януша Радзивилла[7]. В соглашении указывалось: бракосочетание могло состояться, если княжна, достигнув совершеннолетия, сама захочет выйти за князя Януша.

Опекун Юрий Ходкевич был православного вероисповедния, и в его доме сохранялись православные традиции. В Бресте на его деньги строился прекрaсный хрaм, a сaм он много времени проводил в молитвaх. Зa несколько лет до смерти, Юрий Ходкевич каждый день ходил на все богослужения, мaло общaлся с людьми, «нaстолько ревностно веровaл»[8].

Кроме того, в условиях опеки, вероятно, было учтено православие отца княжны Софии и его желание видеть дочь православной.[9]

После смерти Юрия Ходкевича, в начале июля 1595 года, опекуном Софии стал его брат виленский каштелян, брестский староста Иероним Ходкевич.

31 июля 1595 г. в Берестовице, состоялось подписание соглашения между теперешним опекуном Софии и Кристофом Радзивиллом. Акт подписaли «русин Алексaндр Головчинский, который поддерживaл Рaдзивиллов…, Ян Тризнa и Петр Стрaбовский, трaйденский стaростa»[10].

Этим актом Ходкевич обязался отдать молодую княжну в жены Янушу Радзивиллу 6 февраля 1600 г., если она сама этого добровольно захочет. В контракте на опекунство, было запрещено вывозить Софию за границу, а в случае отъезда Ходкевичей с ней должна была оставаться сестра Ходкевича Гальшка Шемет.

Каштелян обязывался в течение 3 недель после брака передать молодым Слуцкое княжество вместе с остальными владениями Олельковичей. В случае невыполнения этого договора Иероним выплачивал Радзивиллам 100 000 коп грошей литовских (250 000 золотых польских).

Опекунами Софии стали и племянники Варвары Иеронимовны Ходкевич, бабушки св.пр.Софии Слуцкой – Александр и Ян Кароль Ходкевичи, которые от этого брака не получали никаких финансовых выгод.

Включение важного условия — обязательного получения согласия «панны» на брак — позволило Ходкевичу согласился на этот договор. К заключению договора подталкивала и общая военно-политическая ситуация в стране.

Но в 1595 году произошло антифеодальное восстание Северина Наливайки. Восстание казаков затронуло большую часть земель Слуцкого и Копыльского княжества[11].

Но 6 ноября Наливайко взял Слуцк. Для исследователей остается загадкой, как казаки могли взять практически неприступный город. Предполагается, что ворота города кто-то предательски открыл. Наливайковцы забрали 12 пушек, 80 пищалей, 700 мушкетов, боеприпасы, взяли «налог» с богатых горожан в сумме 5 тыс.копеек грошей.

Обеспокоенность о судьбе города и Слуцкого княжества выражается в письмах Иеронима Ходкевича к Кристофу Радзивиллу.  Были созданы отряды для наблюдения за казаками.

Обеспокоенность князей Ходкевичей и князей Радзивиллов была оправдана.

Войско Наливайки прорвалось к Рогачеву, дошло до Петрикова, и в феврале 1596г. подошло к Копылю.

Кристоф I Николай Радзивилл успел собрать трехтысячное войско для защиты города. Радзивилл «тым вымог», что « …же се инши спешили до его милости; за тымъ приехалъ панъ воевода новокгродский и иншие панове и шиковали се въ полю року 1596 дня 15 лютого…».[12]

Не известно точно, был ли свадебный договор ценой, которую Иероним Ходкевич заплатил за обещание военной помощи Кристофом Радзивиллом.

После нападения казаков, надо было восстанавливать город и княжество. Скорее всего, этим пришлось заниматься Ходкевичам. Это еще одна причина того, почему Ходкевичи за время опекунства понесли большие расходы.

Ходкевичи старались исполнять принятые на себя обязательства.

Подтверждение заботы и опеки Ходкевичей прослеживается в письме Иеронима Ходкевича к Кристофу Радзивиллу от 30 января 1595 года о финансовых вопросах и возврате княжне Софии 40 000 злотых.[13].

Иероним Ходкевич стремился не только сохранить, но и увеличить количество имений и земель для слуцкой княгини. Он вступил в судебный спор о разделе мядельских имений, которые некогда принадлежали прапрабабке Софии Слуцкой Елизавете-Анне (Эльжбетте) Насиловской – Сакович (ум.1546/1547г.г.), которая вышла замуж за — Николая (Микола) III Радзивилла (1470-01.1522).

В 1598 году начались судебные тяжбы между родственниками и потомками Эльжбетты Насиловской-Сакович-Радзивилл.

В 1598г. Иероним Радзивилл принял участие судебных разбирательствах с князьями Збаражскими о имениях Попижаны и Лепейкашки для Софии. Судебное разбирательство продолжалось в течении одиннадцати лет: « 16[09], января [3, или 7]. Довод позвы в деле пана Геронима Ходкевича, каштеляна виленского и пани Зофеи Олельковны, кн. Слуцкой с княжной Барбарой Збаражской и опекуном паном Петром Владиславом Збаражским»[14].

Преимущества таковой опеки для Софии в данном случае очевидно – девочка все-таки воспитывалась близкими ей людьми, которые обеспечили защиту ее личных и имущественных прав.

*

Младенчество и детство Софии проходили в Берестье, Слуцке, Вильно, Новогрудке и Тимковичах. София воспитывалась в семье опекунов, поэтому оказалась под  католическим влиянием.   Иероним Ходкевичи  – окатоличенный представитель древнего православного рода, который в прошлом оказывал большую помощь Православной Церкви. К Софии даже был приставлен  капеллан.

Но, пребывая в Слуцке, София попадала в мир Православия, почти на каждой улице они видела православные церкви построенные ее предками. Неоднократно она бывала и в православном Супрасльском Благовещенском монастыре. Этот монастырь был основан в 1498 году православным предком Ходкевичей – воеводой Новогрудским и маршалком ВКЛ Александром Ходкевичем. Ходкевичи оставались щедрыми фундаторами православных церквей. Они возили Софию в Супрасльский монастырь для приобщения к отеческой православной вере. В сохранившемся синодике Супрасльского монастыря (от 1631 года), включены имена Олельковичей, в том числе и Софии Слуцкой.

Главной святыней монастыря была чудотворная икона Божией Матери Супрасльская. Без сомнения, София не раз прикладывалась к этой иконе и возносила свои молитвы к Пресвятой Богородице.

Существуют сведения еще об одной православной иконе Богородицы, связанной с родом князей Слуцких – это икона Покрова Божией Матери. Сила Божия в немощи совершается: Отец Небесный и Матерь Божия не оставили осиротевшую Софию — икона Покрова Божией Матери в богатой ризе, как часть родового наследства, княжна сохраняла при себе до конца жизни. К сожалению, до наших дней икона не сохранилась.

 Ходкевичи воспитывали Софию вместе со своими детьми, дали ей достойное образование, у них были лучшие преподаватели и воспитатели. В доме Ходкевичей со­хранялись и православные традиции. Кро­ме того, в условиях опеки, вероятно, было учтено православие отца княжны Софии и его желание видеть дочь православной.

Воспитанием Софии занималась придворная дама и экономка пани Влодская, София Мелецкая, вдова Ивана-Семена (Яна-Симеона) и вторая жена Иеронима Ходкевича Анна Тарло. Пани Влодская была католического вероисповедания[15]. Строгая экономкa молилась вместе с женщинaми – католичками, а София молилась «отдельно и в другое время, потому что онa прaвослaвной веры»[16]. К княжне Софии были назначены и молодые служанки[17].

Чтобы подготовить ее к браку, князю Янушу разрешили видеться с ней в доме опекуна в Берестье и в виленском доме Ходкевичей.

Постепенно их свидания стали редкими. Януш часто отсутствовал — он учился в Страсбургском и Базельском университетах, много путешествовал по Германии, Чехии, Венгрии и Австрии. Ходкевичам так же приходилось часто переезжать из города в город. Большого внимания требовали Слуцкое княжество, города Берестье и Вильно, ведь опекун Софии Иероним Ходкевич был каштеляном Виленским, старостой Брестским.

Представители знатных родов Ходкевичей, Олельковичей, Радзивиллов и Острожских были в родственных отношениях между собой через заключаемые браки. Периодически между ними возникали вопросы о наследовании.

В 1600 году произошел конфликт между Радзивиллами и Ходкевичами, едва не приведший к войне. Когда приблизился срок бракосочетания княжны Софии с князем Янушем Радзивиллом, эти претензии достигли апогея. Шли судебные тяжбы, усугубляя противостояние двух родов, отягощенное тем, что речь шла уже и о свадьбе, соглашение о которой было заключено под денежный залог. И хотя тяжба началась между Радзивиллами и Яном – Каролем Ходкевичем, в конфликт был вовлечен опекун княжны Софии Иероним Ходкевич.

В 1596 году после процесса в Трибунале Литовском, имение Копысь перешло к Кристофу Радзивиллу. Ходкевичи были оскорблены. Ян Карл Ходкевич и троцкий воевода Александр посоветовали Иерониму Ходкевичу отказать Радзивиллам в руке Софии. Иероним Ходкевич решился на расторжение договора.

В свою очередь Кристоф Радзивилл в 1599 году обратился в Новогродский суд, обвинив Ходкевича в сговоре с родственниками с целью нарушения брачного договора 1595 года. Ходкевичу присудили штраф в 10 000 злотых и сумму с опекунских земель -— 100 000 коп литовских грошей. В случае невыплаты денег, пригрозили лишить его опекунских прав над Софией, посадить в тюрьму или изгнать из Литвы.

В конце января 1599 года Янушу отказывают во встречах с Софией.

Тогда Кристоф Радзивилл решил силой забрать невесту своего сына.

В конце октября 1599 года он начинает готовиться к вооруженному походу на Вильно, где должно было произойти заключение брака. Радзивиллы собрали 2 000 человек пехоты и 4 000 конницы для ведения военных действий против Ходкевией.

Ходкевичи стали готовиться к обороне. 4 февраля 1600 года Ян Кароль Ходкевич привел к своему каменному дворцу на ул.Савич 1600 вооруженных всадников, 600 пехотинцев, снабдив их 24 пушками, превратив свой замок в крепость.

Некоторые жители Вильно стали покидать город, боясь пострадать при военных действиях.

Кальвинист Андрей Волан и униатский митрополит Ипатий Потей призывали стороны заключить мирное соглашение. Но ни просьбы, ни уговоры не дали желаемых результатов.

Тогда Ипатий Потей 17 января 1600 года обратился к настоятелю слуцкого православного монастыря Исаие Соболевскому и всем священникам Слуцкого княжества с объявлением трехдневного поста с молебнами во всех храмах и монастырях княжества.

В январе 1600 года войско Радзивилла направилось к Вильно, где жили в «каменице» Яна Кароля Иероним Ходкевич и княжна София.

Известие о военном противостоянии дошло до короля Речи Посполитой Сигизмунда III Вазы. Он понимал, что конфликт угрожает целостности государства. Чтобы разрешить ситуацию, король направил к противоборствующим сторонам четырех сенаторов: маршалка ВКЛ Кристофа Дорогостайского, воеводу Мстиславского Яна Завишу, подскарбия Великого Княжества Андрея Завишу и бискупа (епископа) жмудского Мельхиора Гедройца, который и возглавил эту делегацию. Они привезли послание от короля с рекомендацией «чтобы лучше правовым путем, или товарищеским путем все решали, но без армии». Делегация имела к обеим сторонам не только письма, но и устный наказ, «чтобы никаких разрушений в Речи Посполитой не сотворили, но законно или по-приятельски свой спор приватно решили».

Наступил назначенный день свадьбы — 6 февраля 1600 года. В этот день предстоящей свадьбы или предстоящего сражения в г.Слуцке во всех церквях начались молебны.[18]

Войскa Рaдзивиллов стояли в большом нaпряжении и ждaли прикaзa, но его все не было.

А во дворце Ходкевичей стоялa глубокaя тишинa. Воротa были зaкрыты, окнa зaбиты, форточки зaложены. Никто не выходил в город, a из городa никто не проходил внутрь.

«А княжнa? О, тяжелым был этот день для нее! В черном трaурном плaтье онa с сaмого утрa стоялa нa коленях перед иконой Покровa Божьей Мaтери и молилaсь. Ее глaзa покрaснели от слез, онa еле моглa рaссмотреть икону и лaмпaду нaд ней. Онa возделa руки к иконе, молитвенник лежaл нa полу… подбегaлa к окну, кaк только слышaлся лязг оружия, кaкой-нибудь шум, смотрелa, вслушивaлaсь, возврaщaлaсь, сновa стaновилaсь нa колени, нaчинaлa молитву и сновa бежaлa к окну… С ней молились служaнки, порой в приоткрытую дверь робко зaглядывaлa пaни Влодскaя»[19]

Радзивиллу не удалось запугать Ходкевичей, а проливать кровь он не хотел.

С утра миротворческая королевская делегация с увещеваниями посетила и Ходкевичей и Радзивиллов. В этот день обе стороны сделали первые шаги к исполнению предбрачного договора.

Несмотря на противостояние, в замке Ходкевича все-таки ждали появление не только делегации, но и Януша Радзивилла.

6 февраля 1600 года бракосоченание Януша и Софии не состоялось. Януш Радзивилл не явился на брачную церемонию, хотя Ходкевичи и подтвердили свое намерение исполнить договоренности, при условии согласия невесты.

До кровопролития, в которое, по некоторым данным, могло быть вовлечено до 20 000 человек, оставались часы. Со своей стороны Иероним Ходкевич заявлял: «Я готов исполнить обещание и жду князя Януша с его друзьями. Отдам ему княжну, которую я не принуждал и не отговаривал от брака, и как Бог ее вразумит ответить, пусть так и будет»[20].

Княжну Софию рaди безопaсности перевели в комнaты в глубине домa. «С утрa — молитвы, потом невеселaя прогулкa по комнaтaм, короткие рaзговоры с пaни Влодской, обед, рaботa зa кроснaми, сновa молитвa — и долгий вечер, и долгaя бессоннaя ночь. А нaд всем этим — тень войны, убийств. Это не дaвaло покоя сердцу сироты, ведь из-зa нее моглa нaчaться войнa, которaя с кaждым днем приближaлaсь…»[21]

И княжна высказала свою волю о браке, ибо не было уже никакой другой надежды избежать войны и многих жертв. София неустанно молила Бога остановить неминуемое кровопролитие и гражданскую смуту, невольной причиной которого она стала.

Господь не допустил бессмысленного кровопролития.

Существует несколько версий, объясняющих мотивы согласия княгини Софии на брак с Янушем Радзивиллом.

Княжна понимала, каким искушением было ее богатство. Она покорно подчинилась своим опекунам. “Все, что будет мне велено, — говорила она, — приму все покорно и с уважением. Воля опекунов будет моей волей. Я послушна, знаю свои обязанности, имею к Вам вечную благодарность”.[22]

Возможно, что еще до февраля 1600 года юная княжна увещевала князя отказаться от этого брака, желая стать Невестой Христовой.

Княжна Слуцкая, радея о судьбе края и своего народа, во имя мира приняла подвиг крестоношения в браке, предотвратив кровопролитие.

Больше всего согласию княжны обрадовался Януш. Он уговорил отца отвести войска[23].

Стороны отказались от ведения боевых действий. После долгих переговоров Ходкевичи и Радзивиллы заключили новое мировое соглашение на следующих условиях: Радзивиллы прощали долг Ходкевичам и передавали им дополнительно 360 080 злотых и 500 волок земли, а Ходкевичи в ответ не чинили препятствий браку Януша и Софии. Делa Ходкевичей в суде были прекрaщены, удовлетворена претензия об оплaте нaймa солдaт[24].

После разбирательства Ходкевичам  выдали свидетельства о правильности ведения дел по опеке над имением княжны Софии, чем была опровергнута клевета недоброжелателей о злоупотреблениях опекунов. В своем завещании «добровольном листе» передачи наследства 31 октября 1600 года София напишет: «…мне, Софье Юрьевне Слуцкой от Его Милости пана Яронима Ходкевича, каштеляна виленского, старосты берестейского с опеки передано и вернуто, ничего себе и потомком не оставлено»[25].

10 апреля 1600 года, в воскресенье, с взаимными обменами кольцами, состоялось обручение Софии и Януша. Опекуны пообещали Янушу, что бракосоченание состоится 20 августа 1600 года. Вскоре всем стало ясно, что к этому сроку не хватит времени для оформления всех юридических формальностей.[26]

Близкое родство между Янушем и Софией считалось одной из причин, препятствующих браку.

20 июля 1600 года Януш Радзивилл обратился к Папе Римскому с прошением о разрешении ему, за принятием римского католического обряда заключить брак со своею родственницей с княжной Софией Слуцкой и о взятых обязательствах перед своей невестой, оставшейся в Православии[27] : чтобы все православные церкви, принадлежащие Софии, оставались при своих привелегиях.

Через два дня, 22 июля 1600 года, Иероним Ходкевич пишет письмо Кристофу Радзивиллу в котором говорится, что надо, с разрешения княжны Софии Слуцкой, сделать «dyspensu» у Римского Папы на брак Софии Слуцкой с Янушем Радзивиллом, который должен состоятся 1 октября 1600 года[28].

Опекуны Ходкевичи прикладывали услилия для получения диспенсации, но несмотря на хлопоты родственников, она не была выдана

Кровное родство Януша и Софии в четвертой ступени не допускалось Статутом ВКЛ 1588 года (5 раздел, 22 артикул). Но на практике этих норм  не придерживались. В конце XVI века почти все княжеские роды являлись между собой родственниками.

По нормам Римско-католической Церкви, диспенсация не выдается кровным родственникам до степени двоюродный брат и двоюродная сестра.[29]

Установленная в Римско-католической Церкви форма бракосочетания должна соблюдаться, если хотя бы одна из сторон, заключающих брак, принадлежит к католической церкви.[30] В связи с фактом, что для получения разрешения на брак Януш Радзивилл был готов принять католическую веру, можно сделать вывод, что вторая сторона в лице Софии Слуцкой не принадлежала к Римско-католической церкви, а исповедывала православную веру. Если бы княгиня София была католического вероисповедания, не требовалось бы диспенсации римского папы для заключения брака.

В нормах Римско-католической церкви о Таинстве брака есть еще одно условие, при котором необходима диспенсация – если лицо во всеуслышание отреклось от католической веры[31].  Переход в другую веру тоже требовал отречения от предыдущей веры во всеуслышание. Сохранился документ, подтверждающий отречение Софии  от перехода в католическую веру и венчания в костеле. По ее смерти  был получен отказ католического священника в отпевании: «Князь Януш Радивилл, подчаший, на погребение своей жены приглашает Льва Сапегу и предупреждает, что монахов от тела «отдалили», обосновывая это каким-то отречением от церкви умершей княжны…»[32]

София Юрьевна утверждала, что ни при каких условиях не предаст веры рода Олельковичей, издавна являвшихся опорой Православия в Слуцком княжестве и поставила непреложное условие — крестить будущих детей в православной вере. По вопросу непременного воспитания детей в православной вере, велась переписка между Константинопольским Патриахатом и Римским папой. Янушу пришлось согласиться на эти условия, хотя наследники обычно принимали веру отца. Согласие Януша показывает его искреннее отношение к Софии и уважение ее воли.

Бракосочетание решили совершить в Берестье (Бресте). Как уже говорилось, фамильной иконой князей Слуцких была икона Покрова Божией Матери, празднование которой приходилось на 1 октября 1600 года по старому стилю, и на этот день был назначено бракосочетание[33].

Исходя из фактов  отречения и неполучения диспенсации, в католическом костеле невозможно было бы провести венчание. Найден еще один документ, который подтверждает отлучение Софии от католической веры, из которого мы узнаем, что отречение Софии сопровождалось составлением соответствующего акта: «… и сама кн.София, вскоре после свадьбы за это в exkommunice (отлучении), …умерла, как пишет кс.Коялович, который жил приблизительно в это время. Лежит в Слуцку в одной из церквей у схизматиков, о чем сам хорошо знаю.

  1. Что касается земель Слуцких, записанных Янушу от кн.Софии…, сыну Богуславу оставил. Как пишет слуге кс.Коялович: так как акт exkommunica (отлучения) касался только брака, а не права, на землю записанного»[34].

По сведениям польского историка К.Бартошевича, который ссылался на  рукопись, которою он располагал, бракосочетание княжны Софии Юрьевны и князя Януша Радзивилл прошло по православному обряду[35]. Это можно объяснить не иначе, как тем, что этого захотела сама София.

Бракосочетание прошло  в православном кафедральном Никольском соборе – замковой церкви Бреста. Не смотря на то, что в Никольском соборе в 1596 году проходил собор, подготовивший оформление  Брестской унии, до 1604 года   при соборе действовало древнее православное кафедральное братство, затем продолжившее деятельность как униатское[36].

31 октября 1600 года княгиня София составляет завещание – «добровольный лист» передачи наследства, в котором записывает в Новогрудском суде на мужа все свои земли и состояния.

Обширные владения Софии, включая 7 крепостей и дворцов и около 32 деревень, отошли мужу, в род Радзивиллов.

В этот же день Януш и София на сессии Литовского трибунала написали благодарность Ходкевичам в трибунальскую книгу за воспитание Софии, и дали опекунам квитанцию о выходе из-под опеки и получение наследственных имений: «которые имея меня в опеке своей за те все года с молодых лет моих не только мне самой добросовестное воспитание соответствующее моему положению со своими большими затратами дал. Но даже выдав меня замуж с немалой людскою похвалою мою собственность наследственную Слуцк <…> целиком не только без потерь, но наоборот с увеличением доходов отдал»[37]

София оказала большое влияние на своего мужа, он уважал ее взгляды и считался с ее мнением. София ценила заботу и любовь своего мужа. Это подтверждается и в завещании самой Софией, где княгиня отвергает «намову людскую», говорит о «любезном отношении Его Милости, супружеской и благосклонной заботе о здоровье и всех добротах»[38].

Святая праведная София Слуцкая жила в тяжелое  время для православных, когда народная культура, язык и сама Православная вера вытеснялись польской культурой и католичеством. Католицизм являлся официальной господствующей конфессией Речи Посполитой.

Праведная София была последней из угасшего рода князей Олельковичей. На ней одной лежала ответственность за выполнение завета предков, согласно которому, наследники всегда должны оставаться в Православии. Будучи в несовершеннолетнем возрасте,  княжна оказала пожалование  католическому храму в Броновицах. Но после вступления в брак, София аннулировала его,  как осуществлённое несовершеннолетним лицом.   Это было сделано «по настоянию её мужа и с согласия самой княгини (а если судить о том, как развивались её отношения с Православной Церковью, то и по её искреннему желанию)»[39].

Княгиня  явила верность Православию и всецело отдала свои силы защите отеческой веры  и православных святынь от униатского насилия,  защите прав православных, которые особенно жестоко попирались после объявления церковной унии.

После смерти митрополита Киевского Михаила Рагозы, опекун княгини слуцкой Виленский каштелян и староста Брестский Иероним Ходкевич своей жалованной грамотой от 28 декабря 1599 года переписал Слуцкую архимандрию  вместе с Троицким монастырем на униатского митрополита Ипатия Потея «до живота его».[40] Софии предстояла   борьба за возвращение Троицкого монастыря в православие. Самым верным и близким помощником для нее стал  муж Януш Радзивилл. Буквально через месяц после их бракосоченания, в конце 1600 года, князь «отнял»[41] у униатов Троицкий монастырь с имениями, изнал из него «слугу»[42] и отдал обитель православным. Жители Слуцка поддержали своего князя и княгиню. Они насмехались над униатами  и  прилагали старания, «чтобы Потей не был у них не только архимандритом, но и митрополитом».[43]

В письме к Николаю Радзивиллу Сиротке, униатский митрополит Ипатий Потей жаловался на падение «католической юрисдикции над тамошними немалочисленными церквями»[44], возрождение в Слуцке «проклятой схизмы»[45]  и  на неблаговоление  к нему Януша Радзивилла, считая, что это  связано с огромным  «влиянием молодой жены его»[46].

Потей не думал отказываться от владения слуцкими монастырями и храмами. Униатский митрополит готовился подать протестацию против Януша и сообщить об этом королю. Он считал, что князь Януш Радзивилл не может так бесцеремонно с ним поступить — забрать то, что еще недавно было ему пожалованно, надеясь, что будет разбирательство на законадательном уровне. Но князь Радзивилл, как «наследственный патрон Слуцкого монастыря»,[47] только кратко известил о своем решении митрополита Потея: «Между тем Януш пожалел даже полулиста бумаги, чтобы известить Потея о своем решении относительно Слуцкого монастыря»[48].

Благодаря смелым действиям княгини Софии Слуцкой и князя Януша Радзивилла,  Слуцкий Троицкий монастырь возвратился в Православие.

В 1606 году Януш Радзивилл принял деятельное участие в ро́коше Зебжидо́вского (также известный как  Сандоми́рский ро́кош). Рокош продолжался с 1606 по 1609 годы. Слуцкий князь стал одним из  руководителей рокоша[49].  Именно благодаря Янушу Радзивиллу, был издан универсал, с обвинениями Сигизмунда III в нарушении прав и свобод шляхты. Был  введен особый рокошовый артикул «О греческой религии», права которой обеспечивались общим артикулом о свободе совести. Рокошовый артикул «О греческой религии», хотя и в укороченном виде, вошел в  сеймовую конституцию 1607 года.

Когда конституция сейма 1607 года появилась в печати, в ней оказалось многое изменено и переделано. Много хороших и нужных положений опущено, «много  вредных пунктов внесено. многое такое, что раньше хорошо было написано, вследствие малой прибавки извращено»[50]. Рокошане отказались признавать Сигизмунда королем. Был составлен Акт детронизации Сигизмунда III. Королю объявили рокош.

Князь Януш Радзивилл решился на дальнейший решительный шаг. Он назначил на 5 августа съезд под Варшавой для подготовки избрания нового короля. Обе противоборствующие стороны готовились к выяснению конфликта вооруженным путем.

Такое противостояние привело к вооруженному столкновению. 6 августа 1607 года около Гузова, неподалеку от Радома, состоялась битва с королевским войском, во время которой Януш возглавлял левое крыло рокошан. Королевское войско вел в бой  Ян-Кароль Ходкевич. Регулярная  одержала победу. Гузовская битва закончилась полным поражением рокошан.

Успех не сопутствовал восставшим, но королю все же пришлось пойти на компромисс. Рокошане, в свою очередь, пообещали в дальнейшем не предпринимать попыток его свержения.

В силу конституций 1607 и 1609 годов православная Церковь была законно признана.

Православная Церковь в Речи Посполитой стала юридическим лицом. Предположительно, после этого события княгиня София убедила своего мужа исходатайствовать у польского короля грамоту о запрещении православных принуждать к унии, не позволять закрытие их церквей. Такая грамота была королем выдана.[51] Этим княгиня обеспечила юридическую защиту православных своего княжества от принуждения к унии. Благодаря усилиям благочестивой ревнительницы Православия, Слуцк сохранил чистоту и неприкосновенность Православия, являясь единственной в крае твердыней Православной веры. Благодаря княгине Софии при ее жизни в Слуцке действовало 15 храмов. Януш совместно с Софией подтвердил ранее выданные пожертвования на церкви и получил от Константинопольского Патриахата право назначения священников в православные приходы.

Большую роль в поддержке православия в Речи Посполитой играли церковные братства. Братства основывали школы, книгопечатные мастерские, больницы, издавали полемические письма и литургические книги.

В 1606 г. стараниями князя Януша Радзивилла и святой Софии было обновлено, основанное ещё в 1586 г. Юрием III, Слуцкое Преображенское братство. При нём начал своё существование братский Преображенский монастырь[52]. В деятельности этого братства праведная София принимала самое активное участие. При братстве открылись больница, типография, школа. Кроме Преображенского, действовало и Успенское братство.

При княгине Софии и князе Януше, Ильинский мужской монастырь, действоваший с 1515 года, в 1611 году становится женским монастырем.  Монастырь имел главный престол в честь Входа Господня в Иерусалим. В Лазареву субботу в этот монастырь шел  соединённый  крестный ход   всех церквей г. Слуцка из Свято-Троицкого монастыря. Наверное, и слуцкие князья  не раз принимали участие в этом многолюдном крестном ходе.

Князь Януш,  под влиянием княгини Софии, постепенно выгнал всех униатских священников,  а после  смерти Софии в 1612 году,  избавился от униатских монастырей и церквей.

Княгиня София с мужем принимала живое участие в церковных делах, князь Януш Радзивил издавал грамоты в поддержку Православия, глубоко уважая волю княгини Софии.

У Павла Михайловича Шпилевского, писателя-этнографа, публициста, кандидата богословия, мы находим имя духовника Софии Слуцкой — православного иеромонаха Прокофия[53]. В тексте говорится, что Януш Радзивилл по смерти Софии, по совету ее духовника иеромонаха Прокофия и слуцкого архимандрита Вениамина, построил церкви — Софийскую при замке, а на Новомейском предместье – во имя святого Исидора. Наличие у Софии Слуцкой православного духовника иеромонаха Прокофия — это еще одно свидетельство православия княгини.

Православная княгиня София вместе с мужем щедро жертвовала на храмы Божии, о чем свидетельствуют грамоты четы Радзивиллов.

Княгиня собственноручно вышивала золотом и серебром священнические ризы в дар церквям, которые сохранялись до ХХ века. Собственными руками София выткала епитрахиль и вышила золотой канителью ризу-фелонь из самотканой серебряной парчи, на фелони крест и кустодия из кованого чистого серебра, позолоченные, с гранатами посередине.

София Юрьевна на Мир-горе Языльского прихода Бобруйского уезда на свои средства построила православный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1866 году храм переосвящен в честь Покрова Богородицы.

Предполагается, что в деревне Сороги при жизни святой праведной Софии Слуцкой была основана церковь святого великомученика Георгия Победоносца в честь её предков из рода Олельковичей.

Как паломница, несмотря на опасности пути, вместе с богомольцами в дни престольных праздников княгиня пешком ходила и в другие отдаленные храмы. Под ее покровительство стекались сирые, теснимые, гонимые за стойкость в Православии единоверцы из различных имений.

В 1604 году в семье случилось большое горе –  умирает во младенчестве сын Николай XII Радзивилл, а в 1608 году умирает во младенчестве дочь Екатерина Радзивилл[54].  Скорби и утраты святая София переносит стойко, утешаясь молитвой и трудом. В браке княгиня являет прекрасный образец жизни благочестивой христианки. Невзгоды сблизили супругов.

София часто болела. Известно, что многие из рода Олельковичей из-за болезней умирали в раннем возрасте. Возможно, болезни были следствием неоднократных близкородственных браков на протяжении нескольких поколений.  Сохранилось немало документов, где представители рода жалуются на плохое здоровье, на слабые легкие и «сухоту»[55]. София тоже часто обращалась к услугам врачей.

Муж заботился о ее здоровье. В 1602 году Януш Радзивилл пригласил на должность  княжеского врача и секретаря  Даниила Наборовского[56]. 27 июля 1609 года княгиня в сопровождении мужа ездила на лечение в Швейцарию на воды в г. Базель. Там Януш оставил жену под опекой ротмистра Давида Зальда (и, наверное, под опекой Даниила Наборовского), а сам вернулся во двор короля Генриха IV. Супруги Радзииллы вернулись на родину в ноябре 1610 г.[57]

В 1611 году княгиня вновь ждала ребенка. Самочувствие ее было настолько плохим, что она начала готовить завещание с распоряжением по личному имуществу.

София Юрьевна умерла 9 марта 1612[58] года в селе Омельно (Омельянец) (современный Пуховический район) недалеко от местечка Игумен (Червень), при рождении третьего ребенка – дочери Екатерины. Село Омельно (современный Пуховический район) в то время входило в состав Слуцкого княжества. Эта была небольшая деревушка, в которой не было княжеского дома. Между Слуцком и Игуменом существовала дорога, которая затем  шла на Вильно. По Слуцкому княжеству, она  проходила через населенные пункты: Игумен – Турин — Новосёлки — Марьина Горка – Кресты – Нивки — Омельно – Горелец – Хотляны — Слуцк. Дорога  петляла,  местами пролегала  по болотистым  местам,  через речки, на которых не было ни плотин, ни мостов.[59]

Можно предположить, что София Юрьевна направлялась  в Вильно родить ребенка. Там в это время находился ее муж. Игуменская дорога далее шла на Вильно, поэтому княгиня в Омельно оказалась проездом. Возможно, от тряски на плохих дорогах, у Софии Юрьевны начались преждевременные роды, и ей пришлось остановиться в этом селе. Исход родов был трагическим.

Во всех храмах городов и сел Слуцкого княжества  скорбно  звонили в колокола, извещая о смерти любимой княгини.

В архивах Радзивиллов найдено несколько документов, подтверждающих смерть Софии Юрьевны 9 марта 1612 года (прежде ошибочно считали датой смерти 19 марта 1612г.)[60].

Перед смертью княгиня записала в завещании мужу: «Хотела бы, пока есть время, распорядиться своим имуществом, которое Вам отдаю и записываю. Просите молиться за душу Софьи. Дайте мне ту запись, которую сказали составить, я ее подпишу».[61]

О смерти княгини были оповещены высшие слои общества, родственники, друзья, знакомые и жители всего княжества. В Киевском центральном историческом архиве храниться письмо Януша Радзивилла канцлеру Льву Сапеге с приглашением приехать 28 мая в Слуцк на похороны жены княгини Софии Слуцкой с припиской о захоронении ее в монастыре. На  оборотной стороне документа есть приписка: Князь Януш Радивилл, подчаший, на погребение своей жены приглашает Льва Сапегу и предупреждает, что монахов от тела «отдалили», обосновывая это каким-то отречением от церкви умершей княжны. Поэтому должен буду погребение отправить в монастыре. 1612. [62]»

В связи с отречением  княжны Софии от католической церкви. слуцкую княгиню запретили отпевать по католическому обряду  и «монахов от тела отдалили» — если бы София была католичкой, таких запретов не существовало бы.

Эти документы являются еще одним свидетельством православия княгини Софии.

Княгиню Софию похоронили 28 мая 1612 года[63] в православном соборе Успения Пресвятой Богородицы г.Слуцка, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий III Юрьевич. Затем мощи переносились в  монастырь св.Илии,  Спасский храм Троицкого монастыря.

Сразу по смерти, София стала почитаться как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями, рожениц, младенцев, детей, сирот. К ней стали обращаться в молитвах об устройстве семейной жизни, деторождении, защите от голода,  распрей и пожаров. Святая София почитается как целительница головных болей, покровительница благочестивых браков, заступница при тяжбах с властями и миротворица. Мощи прославлены нетлением, от них происходили и происходят чудеса исцелений.

Русской Православной Церковью святая София княгиня Слуцкая канонизирована по благословению Владыки Пимена в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 года. Основанием для включения в Собор послужил рапорт Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в  2016 году благословил общецерковное почитание шести угодников Божиих, входящих в Собор Белорусских святых:  преподобного Елисея Лавришевского, преподобного Мартина Туровского, святителя Мины, епископа Полоцкого, святого благоверного князя Ростислава (в крещении Михаила) Смоленского, святителя Симеона, епископа Полоцкого, первого епископа Тверского, святой праведной княгини Софии Слуцкой. Имена местночтимых святых включены  в месяцеслов Русской Православной Церкви[64].

31 марта 2012 года Высокопреосвященнейший Филарет Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, при большом стечении народа, освятил памятник святой праведной Софии, княгине Слуцкой. Обращаясь к собравшимся митрополит Филарет сказал: «Пример ее служения убеждает, что и в условиях смуты можно сохранять чистоту жизни, верность евангельским идеалам и преданность родительской вере». Счастлив тот народ, в котором сильна вера в Бога и Его святых. Блажен тот народ, который по своим религиозным убеждениям прибегает к тем небесным покровителям, которых Господь посылает ему. Великий плод христианского подвига явила Святая![65] Он есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие» (Галл.5, 22).

 Святая праведная мати наша Софие, моли Бога о нас!

СтатуяСофииСлПОСЛЕСЛОВИЕ

По линии князей слуцких святая праведная София была последней из рода Олельковичей.

Благодаря межмагнатским бракам Олельковичи были связаны родственными узами со многими могущественными магнатскими династиями Великого княжества Литовского.

Предками славного рода Олельковичей были великие князья литовские – Ольгерд, Кейстут, Витовт, Гедимин; Рюриковичи — Дмитрий Донской, Александр Невский, великий князь Владимир — креститель Руси и великая княгиня Ольга …до Рюрика, Радзивиллы, Тенчинские, князья киевские – Владимир Ольгердович и Александр Владимирович.

Но на этом род Олельковичей не закончился. В процессе исследований удалось установить, что род Олельковичей продолжился по женской линии от слуцкой княжны Александры, дочери князя Симеона Михайловича Олельковича (1460-1503) и княгини Анастасии Ивановны Мстиславской.

Княжна Александра вышла замуж за прославленного князя Константина Ивановича Острожского. От него был сын Константин Константинович Острожский – великий радетель и защитник Православия. Дочь Константина Констаниновича Острожского – Екатерина вышла замуж за Кристофа Радзивилла, от которого родился сын Януш Радзивилл – будущий муж святой праведной Софии Слуцкой. Януш с Софией были родственниками – у них общие родственники начиная от прапрадеда Семена Михайловича Олельковича и Анастасии Ивановны Мстиславской.

После смерти первой жены Софии, княгини слуцкой, Януш Радзивилл вторично женился на графине брандербургской Софии Эльжбетте Гогенцоллерн, от которой родились: Елизавета, София, Иван и сын Богуслав. Богуслав женился на своей племяннице Марии-Анне, и у них родилась дочь Людовика-Каролина Радзивилл. Этот родственный брак вторично объединил Радзивилов (от их прадедов Олельковичей) с Тенчинскими, т.к. прабабушкой во 2 колене Людовики-Каролины является Екатерина Тенчинская – бабушка святой праведной Софии Слуцкой.

Людовика-Каролина Радзивилл вышла замуж за Карла Филиппа принца пфальц-нейбургского. Именно с Каролины-Людовики начинается родственная связь Олельковичей – Радзивилов с королевскими семьями Европы. В дальнейшем, представители этого рода женились или выходили замуж за принцев и принцесс королевских семей. Они становились принцессами и герцогинями Лейхтенберскими (Франция), королями и королевами Швеции и Норвегии, королями и королевами Бельгии. В настоящее время их потомки проживают в Бразилии, США, Австралии, Франции, Германии.

Представители королевских семей Швеции, Бельгии, Норвегии, Бразилии (Лоренцены), Франции — это потомки великих князей литовских: Гедимина, Ольгерда, Кейстута, Витовта; князей слуцких Олельковичей, князей Острожских, князей Мстиславских, Тенчинских, Радзивиллов и Рюриковичей, из рода которых вышло много православных святых угодников Божиих.

 [1] НИАБ. Материалы к родословной Радзивиллов Ф.694 оп.1 д.26.с.45 Портреты князей Радзивллов. (Портрет кн. Софии Слуцкой), Ф.694, Оп. 1, Д 23, Стр.177. ; Ф.694, Оп. 1, Д 19, Стр.284; Ф.694, Оп. 1, Д 23, Стр.177.; Ф.694 Оп.1.Д.19.С.284

[2]      «Никаких документов, свидетельствующих о католическом крещении Софии, не имеется, поэтому нет никаких оснований и для переосмысления традиционной точки зрения» —  Епископ Слуцкий и Солигорский Антоний .Ещё раз о вероисповедании святой Софии Слуцкой. www.sluck-eparchiya.by

[3] Долгое время считалось, что она умерла при родах, однако новые данные опровергают это мнение.

[4] НИАБ, Ф.1741, оп.1, д.63, стр.342-345.

     [5] Скеп’ян Н.А. КНЯЗI СЛУЦКIЯ.Мiнск. «Беларусь». 2013. С. 155

    [6] Скеп’ян Н.А. КНЯЗI СЛУЦКIЯ.Мiнск. «Беларусь». 2013. С. 158

[7] Naruszewicz Adam. Historyia Jana Karola Chodkiewicza wojewody Wilenskiego hetmana wielkiego WXL t.1. Warszawa.1805. s.520. Прот.Виталий Антоник. В память вечную будет праведник. Брестские епархиальные ведомости. 2012г.№.1.

[8] Крашевский Юзеф Игнаций.Последняя из слуцких князей. С.10 //www.rulit.net/books/poslednyaya-iz-sluckih-knyazej-read-326327-10.html

[9] Прот.Виталий Антоник.О святой праведной Софии Слуцкой.Сборник материалов церковно-научной конференции, посвященной 400-летию памяти св.пр.Софии Слуцкой…Минск.2013.С.42.

[10] Крашевский Юзеф Игнаций.Последняя из слуцких князей. С.12 //www.rulit.net/books/poslednyaya-iz-sluckih-knyazej-read-326327-10.html.

[11]  В донесении из Слуцка войта Киприана Тишевича описывается  нападение запорожских казаков на  на околицы Слуцка –  местечко Любань и село Таль еще в 1591 году.   Населенные пункты подвергались  разбою,  совершались многочисленне  убийства и взятие в рабство. Мiкульскi. ЮМ.Некаторыя матэрыялы да гiсторыi роду князеу Алелькавiчау-Слуцкiх i г.Слуцка XV-XVI ст.  Беларуская даунiна.Выпуск 1. 2014.С.161

[12] Дневник новгородского подсудка Федора Евлашевскаго. Киевская старина. Ежемесячный журнал. Год пятый. Том. XIV. Январь 1886г. Киев. Типография Г.Т.Корчакъ-Новицкаго. С. 154.

[13] J.I.Kraszewski.Athenalum. Pismo zbiorowe.Wilno. 1842г.T.6..C.16-17.

[14] 7 января 1609. «Довод позвы в деле пана Геронима Ходкевича каштеляна виленского и пани Зофеи Олельковны, кн.Слуцкой с княжной Барбарой Збаражской и опекуном паном Петром Владиславом Збаражским». Краковский архив. Archiwum Państwowe w Krakowie na Wawelu, Archiwum Młynowskie Chodkiewiczów, f. 36, k. 2783

[15] Крашевский Юзеф Игнаций.Последняя из слуцких князей. С.12 //www.rulit.net/books/poslednyaya-iz-sluckih-knyazej-read-326327-10.html

[16] Крашевский Юзеф Игнаций.Последняя из слуцких князей. С.36 //www.rulit.net/books/poslednyaya-iz-sluckih-knyazej-read-326327-10.html

[17] Крашевский Юзеф Игнаций.Последняя из слуцких князей. С.50 //www.rulit.net/books/poslednyaya-iz-sluckih-knyazej-read-326327-10.html

[18] Святая праведная София княгиня Слуцкая. Свято-Троицкая Церковь.Киевец.1997.С.7.

[19] Крашевский Юзеф Игнаций.Последняя из слуцких князей. С.64 //www.rulit.net/books/poslednyaya-iz-sluckih-knyazej-read-326327-10.html

[20] Бутвиловский, И. Эпизод из виленской хроники начала XVII века //Вестник Западной России. Вильна,1868. Кн.II. Т.4 С.217.

[21] Крашевский Юзеф Игнаций.Последняя из слуцких князей. С.50 //www.rulit.net/books/poslednyaya-iz-sluckih-knyazej-read-326327-10.html

[22] Kraszewski J.I. Ostatnia z xiążąt słuckich..,op.cit., t.1, s. 158-159. Приведено по: Миронович А.В.София Слуцкая (рукопись).

[23] Мартинович А. Исповедь старых замков -— С.112.

[24]  Крашевский Юзеф Игнаций.Последняя из слуцких князей. С.69 //www.rulit.net/books/poslednyaya-iz-sluckih-knyazej-read-326327-10.html

[25] Выпись из актовых книг Комиссии по установлению Радзивилловских интересов. 1825, марта 6. Archiwum Główne Akt Dawnych w Warszawie, Archiwum Radziwiłłowskie, teka 116, plik 2, k. 118-128.

   [26] Скеп’ян Н.А. КНЯЗI СЛУЦКIЯ.Мiнск. «Беларусь». 2013. С.178

[27] «Собрание древних грамот и актов городов Минской губернии, православных монастырей, церквей и по разным предметам». Минск.Губернская типография. 1848г. Документ № 41 в оглавлении: «Прошение князя Януша Радзивилла от 20 июля 1600 года к Папе о разрешении ему, за принятием римского католического обряда, вступить в брак с родственницею своею княжною Софиею Слуцкою, остающейся в Православии».

[28] J.I.Kraszewski.Athenalum. Pismo zbiorowe.Wilno. 1842г.T.6.C.19-20. (перевод прот.В.Антоник. В память вечную будет праведник. Брестские епархиальные ведомости. 2012г.№1.

[29] Римско-католическая Церковь на севере Кузбасса:Таинство брака.www.catholickemerovo.ru

[30] Римско-католическая Церковь на севере Кузбасса:Таинство брака.www.catholickemerovo.ru

[31] Римско-католическая Церковь на севере Кузбасса:Таинство брака.www.catholickemerovo.ru

   [32] Киевский центральный исторический архив Ф.48.Оп.1 Д. 497. С.114 об.

[33] Историки спорят. Протоиерей Виталий Антоник в статье «В память вечную будет праведник» предполагает: «Считать, что это был день Покрова Пресвятой Богородицы, неверно, т.к. в Польше с 1583г. был в употреблении григорианский календарь, т.н. Новый стиль, а Покров празднуется 1 октября по старому стилю». Если исчисление вести по новому стилю, то это день мц. Софии, и именно на этот день было назначено таинство бракосочетания.

Убедительна версия доктора наук Л.В.Левшун: венчание прошло по православному чину, значит, о нем записано в книге православного храма, значит, по юлианскому календарю (по старому стилю), то есть в день Покрова Пресвятой Богородицы! И именно на этот день было назначено таинство бракосочетания.

  [34] НИАБ. Ф.694. Оп.1. Д.19.С.246об. Информация о генеологии кн.Слуцких Олельковичей, о родственных связях с ними кн.Радзивиллов и Ходкевичей. Публикуется впервые.

[35] K. Bartoszewicz .Radziwillowie poczatek I dzieje rodu…Warszawa.1928.C175. Протоиерей Виталий Антоник. О святой праведной Софии Слуцкой. Сборник материалов церковно-научной конференции, посвященной 400-летию памяти св.пр.Софии Слуцкой.Минск.2013. С.42.

[36]  «Неизвестно точное время строительства храма. Однако то, что при первом упоминании в 1390 году он назван кафедральным, а свой епископ появляется в Бресте в 1296 году, дает основание полагать, что дата строительства храма лежит где-то в первой половине 14-го столетия. Вполне возможно, что храм строился именно в качестве кафедрального собора. В 16 веке при храме возникает кафедральное братство, одно из древнейших в Беларуси, просуществовавшее до 1604 года как православное, а затем продолжившее деятельность как униатское. При братстве действовала одна из первых школ».  В.Попов.Собор св. Николая Чудотворца в Бресте — загадки утраченной святыни. Журнал «Ступени» №1(2), 2001.

[37] Archiwum Główne Akt Dawnych w Warszawie, Archiwum Radziwiłłowskie, teka 116, plik 2, k. 108

[38] Выпись из актовых книг Комиссии по установлению Радзивилловских интересов. 1825, марта 6. Archiwum Główne Akt Dawnych w Warszawie, Archiwum Radziwiłłowskie, teka 116, plik 2, k. 118-128.

[39] . Епископ Слуцкий и Солигорский Антоний .Ещё раз о вероисповедании святой Софии Слуцкой. www.sluck-eparchiya.by

[40] Жалованная грамота Виленского каштеляна старосты Брестского Иеронима Ходкевича Киевскому униатскому митрополиту Ипатию Потею на Слуцкую архимандрию. Акты относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные археологической комиссией.Т.4 (1588-1632). Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1851. С.202-203

[41] Жукович П. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией. .С.-Петербург. Типография Главного Управления Уделов, Моховая,40. 1901. С.395(Рук.Имп.Публ.Библ. Собр. автогр. № 233 письмо 37, Л.83 от 31 декабря 1600г. из Рожанки).С.395

[42] Жукович П. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией. .С.-Петербург. Типография Главного Управления Уделов, Моховая,40. 1901. С.395(Рук.Имп.Публ.Библ. Собр. автогр. № 233 письмо 37, Л.83 от 31 декабря 1600г. из Рожанки).С.395

[43] Жукович П. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией. .С.-Петербург. Типография Главного Управления Уделов, Моховая,40. 1901. С.395(Рук.Имп.Публ.Библ. Собр. автогр. № 233 письмо 37, Л.83 от 31 декабря 1600г. из Рожанки).С.395

 [44]  Жукович П. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией. .С.-Петербург. Типография Главного Управления Уделов, Моховая,40. 1901. С.395(Рук.Имп.Публ.Библ. Собр. автогр. № 233 письмо 37, Л.83 от 31 декабря 1600г. из Рожанки).С.395

[45] Жукович П. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией. .С.-Петербург. Типография Главного Управления Уделов, Моховая,40. 1901. С.395(Рук.Имп.Публ.Библ. Собр. автогр. № 233 письмо 37, Л.83 от 31 декабря 1600г. из Рожанки).С.395

[46] Жукович П. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией. .С.-Петербург. Типография Главного Управления Уделов, Моховая,40. 1901.(Рук.Имп.Публ.Библ. Собр. автогр. № 233 письмо 37, Л.83 от 31 декабря 1600г. из Рожанки).С.396

[47]      Жукович П. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией. .С.-Петербург. Типография Главного Управления Уделов, Моховая,40. 1901. С.395(Рук.Имп.Публ.Библ. Собр. автогр. № 233 письмо 37, Л.83 от 31 декабря 1600г. из Рожанки).С.395

[48]  Жукович П. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией. .С.-Петербург. Типография Главного Управления Уделов, Моховая,40. 1901. С.395(Рук.Имп.Публ.Библ. Собр. автогр. № 233 письмо 37, Л.83 от 31 декабря 1600г. из Рожанки).С.395

[49] Руководители рокоша: воевода краковский Николай Зебжидовскийподчаший великий литовский Януш Радзивилл, староста добромильский Ян Щасный Гербурт, староста сигулдский Станислав Стадницкий.

[50] Жукович П. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией. .С.-Петербург. Типография Главного Управления Уделов, Моховая,40. 1901. С.543

[51] Афанасий, архимандрит слуцкий.Блаженная Слуцкая княгиня София Юрьевна Олелько (+19 марта 1612 года).Минские епархиальные ведомости.Часть неофициальная.1912.15февраля.№4.С.77;29;5. По статье Иерея А.Шкляревского «Историческая значимость и духовный подвиг династии князей Олельковичей (1395-1612).Сборник церковно-научной конференции.2013г.

[52]  В настоящее время «Не осталось также никаких следов и от другого монастыря, братского Спасо-Преображенского…». Слуцкое Преображенское братство. http://nasledie-sluck.by/ru/sluchina/2075/

[53] Шпилевский П.М. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю. Минск: Беларусь, 2004. С.71. Павел Михайлович Шпилевский в 1837—1843 учился в Минской духовной семинарии в Слуцке, в 1843—1847 — в Петербургской духовной академии. Академию окончил со званием кандидата богословия.

[54] НИАБ, Ф.694, Оп. 1, Д 23, Стр.176 об-177. Материалы к родословной Радзивиллов. В документе возле имени сына «Николай» стоит одна дата -1604 и возле имени дочери «Екатерина» стоит одна дата – 1608г. Можно сделать предположение – дети умерли вскоре после рождения, но их успели покрестить и дать имя. Ранее считалось, что у Софии детей не было и она умерла при первых родах.

[55] А.Скепьян. Магнатский род, которого не стало. Журнал Планета.www.planeta.by/new/article.

Сухота — чахотка (прим.автора).

[56] Врач Даниил Наборовский, выпускник Падуанского университета, принес на белорусские земли идеи Галилео Галилея, учеником которого являлся. С юных лет посвятил себя наукам. Записался в Виттенбергский, а спустя два года в Базельский университет. Издал две медицинские книги: « О темпераментах», «Теоремы о ядах (лекарствах)». После обучения правовым и гуманитарным наукам в Орлеане, издал в Страсбурге диссертацию «Этический диспут о красоте».

[57] Wasilewski T.Janusz Radziwill.Polski Slownik Biograficznu.T.XXX.Warszawa.1987. С.204-206.Приведено по статье А.Мироновича «Свадьба Софии, княжны Слуцкой, с Янушем Радзивиллом. Сборник церковно-научной конференции.2013.С.61

[58] НИАБ. Материалы к родословной Радзивиллов.Ф.694. Оп.1.Д.19.С.255 об.; Ф.694. Оп.1.Д.19.С.257.; Ф.694 Оп.1.Д.19.С.201; Ф.694 Оп.1.Д.19.С.286. По документам установлена точная дата смерти княгини Слуцкой. Ранее считалось, что София умерла 19 марта.

[59]  Шпилевский П.М. «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю». 1858. http://www.gorka.by/?p=18205. Пухавiцкiя навiны. Путешествуем по Пуховичскому району по маршруту этнографа, писателя и публициста Павла Шпилевского/05.08.2013; Рубрики: Без рубрикиНа культурной орбите/

[60] НИАБ. Материалы к родословной Радзивиллов.Ф.694. Оп.1.Д.19.С.255 об.; Ф.694. Оп.1.Д.19.С.257.; Ф.694 Оп.1.Д.19.С.201; Ф.694 Оп.1.Д.19.С.286.

НИАБ, Ф.694, Оп.1, Д.26. Портреты князей Радзивиллов. В подписи  под портретом Софии Олелькович (портрет № 45) есть так же свидетельства от Радзивиллов о том, что София умерла 9 марта 1612 года.

Тератургима Афанасия Калнофойского. Надгробная эпитафия, посвященная  княгине Софии Слуцкой. Афанасий Калнофойский. Тератургима. Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Kalnofojskij/text.phtml?id=1496

В итоге, по документам установлена точная дата смерти княгини Слуцкой – 9 марта (по старому стилю). Ранее считалось, что София умерла 19 марта  (по старому стилю).

[61] Kraszewski J.I., Ostatnia z xiążąt słuckich..,op.cit., t.III, s. 150. Приведено по: Миронович А.В. София Слуцкая.

[62] Киевский центральный исторический архив Ф.48.Оп.1 Д. 497. С.114 об.

[63] Киевский центральный исторический архив Ф 48.Оп.1. Д.497. С. 114.

[64] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых,  II.1.

[65] Протоиерей Михаил Вейго. Святая благоверная княгиня София – Слуцкого края небесная покровительница. Преображение. № 5/2003г. с.8.

Перейти к верхней панели